Выставка репродукций
Были времена, когда "Крестьянка", "Сельская новь" и "Огонёк" публиковали репродукции высокого качества, а библиотекарь Речелгинской сельской собирал из них свою коллекцию. Репродукции мы получили в наследство, и теперь это наш клад, наше сокровище. С ними мы делаем выставки, по ним ведём беседы, обращаемся к картинам за вдохновением и просто хорошо проводим время за рассматриванием работ.
Март - месяц красоты, расцвета, женственности, поэтому Речелгинская сельская подготовила выставку женских портретов.
Художник: Александр Герасимов
Работа: Портрет дочери
Год: 1951

На картине художник изобразил свою единственную дочь. Галина родилась в 1918 в городе Козлове, обучалась живописи у своего отца и его именитых коллег.
В 1951 году Александр Михайлович написал «Портрет дочери», на котором Галина, о чём-то задумавшись, сидит в плетёном кресле на веранде с видом на сад с открытой книгой на коленях. Сейчас эта работа находится в частном собрании. Пару лет назад её можно было увидеть на выставке, посвящённой 135-летию со дня рождения А.М. Герасимова, проходившей в Государственном историческом музее.
Художник: Николай Ге
Работа: Портрет Н.И. Петрункевич
Год: 1892

Наталья Ивановна Петрункевич жила неподалеку от хутора Ге. Они дружили с художником. Девушка приезжала к нему, и читала, стоя у раскрытого окна.
Читала она Герцена, скорее всего, это была книга “По поводу одной драмы”, которую подарил когда-то Ге своей жене, тогда еще невесте.
Кажется, что это не реальная, знакомая девушка, а прекрасная дама из рыцарских времен… А за окном сказочно красивый заросший сад, аллея из огромных тополей, тронутые лучами закатного солнца. Кажется, что вокруг царит благоговейная тишина, и через открытое окно льются ароматы осеннего сада – запах прелых листьев и свежей листвы.
Художник: Владимир Боровиковский
Работа: Портрет М.И. Лопухиной
Год: 1797

"Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать".
—Яков Полонский
Художник: Константин Маковский
Работа: Девушка в кокошнике

Известная картина «Девушка в кокошнике» кисти Константина Маковского, проданная несколько лет назад на аукционе Сотбис в Лондоне за пять тысяч фунтов, имеет, как выяснилось, некоторое отношение к Владивостоку. Мария Балашова, удивительная красавица, с которой писался портрет «Девушка в кокошнике», на исходе прошлого века приехала с семьей — родителями, двумя сестрами и братом — на далекую восточную окраину России.
Читайте историю здесь.
Художник: Дмитрий Левицкий
Работа: Портрет М.А. Львовой
Год: 1781

Героиня портрета была дочерью влиятельного вельможи при екатерининском дворе. В 1779 году она против воли родителей вступила в тайный брак с Н.А.Львовым – человеком ярким, одаренном многими талантами – архитектором, музыкантом, поэтом, инженером, общественным деятелем. Спустя четыре года семья Дьяковой признает брак дочери. Художник не единожды обращался к образу этой незаурядной женщины.
Мария Алексеевна была одарена разнообразными артистическими талантами: писала стихи, прекрасно пела.
Интересно, что на обратной стороне холста реставраторы обнаружили стихотворение Сегюра на французском языке, воспевающее совершенства героини портрета. Вот его дословный перевод:

"Как нежна ее улыбка, как прекрасны уста ее!
Ничто несравнимо с обаянием ее грациозного облика.
Скажут? Но есть ли в ней то, что любят в ней:
Сердце в стократ прекраснее, чем небесная лазурь ее глаз?
Ей дано больше очарования, чем это смогла передать кисть.
И в сердце ее больше добродетели, чем красоты в ее лице". (фр.)
Художник: Абрам Архипов
Работа: Крестьянка в зелёном фартуке
Год: 1927
В советское время художник как бы переживает вторую молодость. Появляется яркая красочная серия портретов крестьян, здоровых, цветущих молодых женщин. Энергично, размашисто, весело пишет Архипов свои картины, в которых стремится передать полнокровное ощущение могучей жизненной силы, своеобразной красоты, душевной бодрости русского народа. Задорно смотрит на нас «Крестьянка в зеленом фартуке», которой словно бы мало места в пространстве картины. В ее смуглом, румяном лице, сверкающем белизной зубов, в смеющихся ясных глазах чувствуются разудалость натуры, стихийная сила русского характера. Сочная, свободная манера письма, смелые яркие краски, народное узорочье одежды усиливают оптимистическое мажорное звучание картины, прославляющей радость жизни.
Художник: Лев Бакст
Работа: Портрет Серебряковой
Год: 1897
Художник: Василий Тропинин
Работа: Пряха
Год: 1810-е гг.

С начала 1800-х в русской культуре возникает большой интерес к Малороссии. Появляется множество литературных произведений, рисующих народную жизнь и обычаи в сентиментально-идиллическом ключе. "Пряха" вполне отвечает духу эпохи. Скромная миловидность, естественность чувств должны быть присущи "дочери природы", живущей в согласии с ее законами. "Пряху" также можно сопоставить с крестьянками Н.М.Карамзина или персонажами "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя. Об этом периоде творчества Тропинин говорил:

"…научился я в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех; и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных".
Василий Тропинин
Made on
Tilda